kray_zemli (kray_zemli) wrote,
kray_zemli
kray_zemli

Categories:

Маоцзедунизм

Мао Цзэ-дун – в отличие от обыкновенных диктаторов, которым достаточно лишь захватить власть в стране и ее удерживать, – был социальным мыслителем. Он исходил в своих действиях из понимания, что развития без кризисов не бывает. Если налицо слишком длительный период бескризисного существования общества, это значит только одно: это значит, что кризис рано или поздно разразится, но чем дольше тянется бескризисный этап – тем глубже и продолжительней будет грядущий кризис. Чтобы кризис не стал неуправляемым, необходимо спровоцировать кризис самому. Чтобы развитие шло поступательно и подконтрольно, необходимо создавать и разжигать противоречия. Если противоречия не проявляются, значит, надо их спровоцировать. В ходе кризиса все скрытые враги неизбежно проявят себя и будут уничтожены. В этом и был главный смысл “Великой пролетарской культурной революции”. Потом появятся, конечно, новые противники, ибо противоречия все равно остаются – но в процессе следующего кризиса, если его правильно организовать и вовремя спровоцировать, они снова всплывут и будут уничтожены.

Даже Сталин, несмотря на его учение об усилении классовой борьбы по мере построения социализма, считал вслед за основоположниками марксизма, что в результате пролетарской революции в конце концов будет построено бесклассовое общество. Мао Цзэ-дун думал совершенно по-другому. Он полагал, что в процессе революции эксплуататорский класс должен превратиться в эксплуатируемый, и наоборот. У него так и записано, что революция – это когда эксплуатируемые классы приходят к власти и делают эксплуататоров эксплуатируемыми. И если затем пустить дело не самотек, то в ходе следующей революции бывшие эксплуататоры, а ныне эксплуатируемые проведут свою “революцию” – и вернут все назад. Все это соответствовало традиционному китайскому взгляду на историю. Это – классическая восточная схема движения по кругу, борьбы двух начал “инь” и “ян”. Это не гегелевско-марксистское диалектическое развитие по спирали, а циклический круговорот: “черное” становится “белым”, а “белое” – “черным”, и они находятся в постоянной борьбе. Поэтому Мао регулярно устраивал “большие потрясения”. Иначе руководящие кадры “слишком зажираются”. Это ведь именно Мао Цзэ-дуну принадлежит знаменитая фраза: “Бедность – это хорошо”. “Бедный человек, – учил Мао, – самый революционный человек”.

...

Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ — лозунг, под которым китайский лидер Мао Цзэдун провозгласил в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики. Наиболее активная часть кампании началась в феврале 1957 года, когда Мао обратился к китайской интеллигенции, предлагая свободу мнений, критику и плюрализм. Это вызвало немедленную острую критику партии, идей коммунизма и лично Мао, в чём Мао усмотрел происки «буржуазных правых элементов». В июле 1957 года вся кампания была резко свёрнута, но ее последствия ощущались с 1958 по 1966 год. Начальный период гласности оказался ловушкой: результатом кампании стала массовая травля интеллигенции.
Subscribe

  • Метал бисер

    ... в комментах к видеопосту одного известного покерного шулера про финансовые пирамиды, где он обвиняет в их существовании государство. >…

  • Географический детерминизм

    Сегодня опять звонили банковские мошенники — выпрашивали код из СМС. Сразу бросилось в граза сходство в манерности речи мошенников и…

  • Бутерброд с "новичком"

    Вот так вот станешь в 2024 президентом, инаугурация, помпезность, все дела. Выходишь довольный такой, размахивая "ядерным чемоданчиком". И тут…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments