Татарский поглядел на книгу, лежащую перед ним на столе. Она выглядела
точь-в-точь как секретное издание Дейла Карнеги для членов ЦК - на обложке
стоял трехзначный номер экземпляра, а под ним было отпечатанное на машинке
название: "Виртуальный бизнес и коммуникации". В книге было несколько
закладок; на одной из них Татарский прочел пометку: "Суггест. шизоблоки".
- Это про что-то компьютерное? - спросил он.
Взяв книгу, Ханин спрятал ее в ящик стола.
- Нет, - сказал он неохотно. - Именно про виртуальный бизнес.
- А что это такое?
- Если коротко, - сказал Ханин, - это бизнес, в котором основными
товарами являются пространство и время.
- Это как? - Да как у нас. Ты посмотри, ведь страна уже давно ничего не
производит. Ты вообще делал хоть один рекламный проект для продукта,
произведенного в России?
- Не припоминаю, - ответил Татарский. - Хотя, подождите, был один - для
"калашникова". Но это можно считать имиджевой рекламой.
- Вот, - сказал Ханин. - В чем главная особенность российского
экономического чуда? Главная особенность российского экономического чуда
состоит в том, что экономика опускается все глубже в жопу, в то время как
бизнес развивается, крепнет и выходит на международную арену. Теперь
подумай: чем торгуют люди, которых ты видишь вокруг?
- Чем?
- Тем, что совершенно нематериально. Эфирным временем и рекламным
пространством - в газетах или на улицах. Но время само по себе не может быть
эфирным, точно так же, как пространство не может быть рекламным. Соединить
пространство и время через четвертое измерение первым сумел физик Эйнштейн.
Была у него такая теория относительности - может, слышал. Советская власть
это тоже делала, но парадоксально - это ты знаешь: выстраивали зэков, давали
им лопаты и велели рыть траншею от забора до обеда. А сейчас это делается
очень просто - одна минута эфирного времени в прайм-тайм стоит столько же,
сколько две цветных полосы в центральном журнале.
- То есть деньги и есть четвертое измерение? - спросил Татарский.
Ханин кивнул.
- Больше того, - сказал он, - с точки зрения монетаристической
феноменологии это субстанция, из которой построен мир. Был такой
американский философ Роберт Пирсиг, который считал, что мир состоит из
моральных ценностей. Но это в шестидесятые годы могло так казаться - знаешь,
"Битлз" там, ЛСД. С тех пор многое прояснилось. Ты слышал про забастовку
космонавтов?
- Вроде слышал, - ответил Татарский, смутно припоминая какую-то
газетную статью.
- Наши космонавты получают за полет двадцать - тридцать тысяч долларов.
А американские - двести или триста. И наши сказали: не будем летать к
тридцати штукам баксов, а тоже хотим летать к тремстам. Что это значит? А
это значит, что летят они на самом деле не к мерцающим точкам неведомых
звезд, а к конкретным суммам в твердой валюте. Это и есть природа космоса. А
нелинейность пространства и времени заключена в том, что мы и американцы
сжигаем одинаковое количество топлива и пролетаем одинаковое количество
километров, чтобы добраться до совершенно разных сумм денег. И в этом одна
из главных тайн Вселенной...
Ханин неожиданно замолчал и стал закуривать сигарету.
- Короче, сейчас еще не все ясно до конца, - сказал он, явно сворачивая
разговор, - но я думаю, что в принципе рубль так же неисчерпаем, как и
доллар. А теперь иди работай.
- А можно будет книжечку почитать? - спросил Татарский, кивая на стол,
куда Ханин убрал секретное пособие. - Для общего развития?
- Со временем, - сказал Ханин и сладко улыбнулся.