1. Власть в России контролируется олигархами.
2. Олигархи – это легализованный криминал.
3. Власть (и часть криминала) расположена в Москве.
4. Москва имеет высокий уровень жизни по сравнению с регионами.
5. Высокий уровень жизни в Москве поддерживается олигархами.
6. Олигархам выгодно повышать уровень жизни в Москве.
7. Олигархам выгодно ухудшение ситуации в регионах.
8. Жители Москвы рады завышенному уровню жизни.
9. Жители Москвы бесчувственны по отношению к регионам.
10. Жители Москвы делают вид, что не осведомлены о пунктах 1-10, и выдумывают другие псевдоправдоподобные объяснения ситуации.
Целью первого поста являлось не столько спровоцировать эмоциональную войну, сколько проверить готовность населения ЖЖ обсуждать данную проблему.
Во время советской власти Москва имела приоритет перед другими городами в планах снабжения, развития инфраструктуры, повышения уровня жизни населения, и т.п. Отчасти это было связано с поддержанием «имиджа столицы». Соответственно, жители соседних городов («парашютисты»), приезжали в Москву за продуктами и товарами народного потребления. Разумеется, они чувствовали некоторую эксплуатацию со стороны Москвы, так как продукция в Москву поставлялась в том числе и из тех городов, где они проживали («Москва все себе забирает!»). Москвичи, в свою очередь, чувствовали некоторую экспансию извне («Понаехали здесь!»).
С Советских времен многое в нашей стране изменилось. Разрыв в уровне жизни между Москвой и регионами только увеличился. У многих людей взгляд на проблему остался прежним, «советским». Но его давно следует пересмотреть.
Согласно современной «московской догме», жители Москвы отличаются от жителей регионов высоким трудолюбием и работоспособностью, а жители регионов, наоборот, ленью, неспособностью к обучению, хроническим алкоголизмом. При этом считается, что немногочисленные лентяи из Москвы давно вытеснены за ее пределы, а немногочисленные трудоголики из регионов давно переехали в Москву. Эта догма удовлетворительно объясняет ситуацию. Но и она не верна.
Контр примером служит наличие большинства тех же «московских» отраслей в регионах. При этом, правда, оплата труда в регионах меньше, да и масштабы не те. Москвичи обычно объясняют это более низкой квалификацией рабочей силы, что, само собой, тоже не выдерживает никакой критики.
Итак, почему бизнес в основном стремится в Москву? Обычно это объясняют его высокой криминализацией, которая лишь в Москве приобрела устоявшиеся правила игры. Отчасти, это так, но и этот фактор не является решающим.
Прежде, чем развивать тему дальше, обратим внимание на один полузабытый факт.
Инфраструктура регионов находится в ужасном состоянии. Во многих местах она вообще практически отсутствует. Инфраструктура – это фундамент, без которого невозможно продуктивное хозяйство с высокой производительностью труда. Советская власть сделала многое для развития инфраструктуры в регионах России: электрификация, газификация, автомобильные и железные дороги, жилищное строительство, и т.д. Знаменитый лозунг «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны» можно перевести на «бытовой» язык следующим образом: обеспечение страны высокоразвитой инфраструктурой достаточно, чтобы при грамотном руководстве страной иметь высокий уровень жизни. Или, в «фольклорном» переводе: в стране только две проблемы – дороги и дураки.
Можно уверенно сказать, что крах советской власти связан с провалом попытки справиться с 4 задачами одновременно: кроме дорог и дураков пришлось думать еще и о прогрессе, а также обороне и внешней политике (это засчитаем за один пункт – укрепление на международной арене). Как зарекомендует себя новая власть в будущем – неизвестно. Но можно уверенно сказать: за прошедшие 15 лет она достигла лишь ухудшения ситуации по всем 4 фронтам.
Стоит вспомнить, что при смене власти оказались заброшенными огромное число инфраструктурных проектов в самых разных регионах страны. В сочетании с технологическим отставанием, это вызвало вдвойне отрицательный эффект. Многие люди, приехавшие в перспективный, интенсивно строящийся и развивающийся город, оказались в итоге у разбитого корыта, т.е., попросту говоря, «кинутыми». Нередко приходится слышать: «Слава богу, что успели достроить дорогу при советской власти», или, наоборот, «Вот еще бы 2-3 года советской власти – и к нам провели бы газ». Нет ничего удивительного в том, что после очередных едва ли не легальных «сюрпризов» вроде МММ, люди на 100% поверили в тотальную и безысходную криминализацию власти в стране при абсолютном и перманентном разграблении бюджета.
Обратим теперь вновь внимание на Москву. Для Москвы характерны: высокая оплата труда и высокая стоимость жизни. Несомненно, если смотреть на фоне других городов России, это является признаком монополии. А именно – монополии на инфраструктуру. За время существования капитализма человечество успело понять, что монополия – это плохо.
Как было сказано выше, при советской власти для Москвы, как столицы, денег на инфраструктуру не жалели. Большая же часть России, напротив, была лишь в процессе начала бурного ее строительства. Почему же строительство инфраструктуры в провинции прекратилось? Надо заметить, что строительство инфраструктуры – во-первых, процесс очень дорогой, требующий колоссальных затрат энергии и рабочей силы. А, во-вторых, срок окупаемости инфраструктурных сооружений может исчисляться десятилетиями. Разумеется, стихийный бизнес никогда не возьмется за крупный инфраструктурный проект – подобный проект реально реализовать только на государственном уровне. В Москве дальнейшее развитие инфраструктуры, конечно же, идет, но это, в основном, медленная эволюционная «доводка». В провинции же, инфраструктуру нужно строить практически с нуля. Почему государство этим не занимается? Вернемся к этому вопросу позже.
Итак, какие проявления монополии на инфраструктуру прежде всего бросаются в глаза? Самое простое:
1. Большой спрос.
2. Ограниченное предложение.
Следствие большого спроса – дороговизна, следствие ограниченного предложения – перегруженность.
Действительно, инфраструктура Москвы загружена на все 99%. Здания строятся все выше и выше, расположены все теснее и теснее, пассажиропоток в метро все больше и больше, загазованность воздуха все сильнее и сильнее, пробки на дорогах все чаще и чаще. «Понаехали!» - по привычке говорят москвичи. Непереступаемый предел возможностей – где-то рядом!
Развитие экономики в стране требует все больших инфраструктурных ресурсов. В условиях ограниченного предложения доступ к инфраструктуре получает тот бизнес, который способен больше всех за это заплатить – жестокая конкуренция. Сейчас это в основном торговля товарами повышенного спроса, при которой достигается большой оборот. Причем товар – преимущественно импортный. Т.е. Москва – это большая барахолка. Базар на Деве, как в фэнтэзи-книжках Асприна. Отсюда и постепенная деградация морали москвичей – все завязано на деньги, деньги завязаны сами на себя, а остальное не имеет значения. Базарные люди! Второй по величине сектор – это сфера услуг, востребованных торговлей. Почему именно торговля – расскажу потом. Весь остальной бизнес в Москве, например, производство и туризм – это так, мелочь пузатая, которой можно пренебречь.
Таким образом, снабжение большей части России сейчас осуществляется через Москву – т.е. почти каждый россиянин, покупая что-то в супермаркете где-нибудь в глубинке, создает источник налоговых поступлений в Москву. В Московкий бюджет! Стоит упомянуть еще одну мелочь: так как продажа товара – это основа почти любого бизнеса, то центральный офис многих российских компаний расположен, как правило, поближе к Москве, в ней же фирма зарегистрирована, и нередко туда же и платит налоги с совокупных доходов от своей деятельности. Т.е. налоги платятся не в казну регионов, где производство, а в Москву, где товар сбывается.
Вот тут и возникает ключевой вопрос: кому это выгодно? Первый приходящий в голову ответ: москвичам! Это отчасти верно. Но, для того чтобы рассмотреть этот вопрос глубже, нужно обратиться к фундаменту российской экономической системы – нефтяному бизнесу.
Продолжение следует...